Каких ошибок и плохих практик следует избегать при программировании на языке Rust?

Как мне известно, рекомендуется избегать сложных структур, таких как связанные списки и самореферентные конструкции. Я заметил, что создание больших структур с множеством полей и методов часто приводит к трудностям с borrow checker. Особенно если в структуре присутствуют ссылки или другие заимствования, это может вызвать серьезные проблемы. 

Судя по всему, наиболее эффективным подходом является функциональный стиль программирования, а не использование структур с методами. Правильно ли я понимаю, что стоит избегать структур, которые содержат ссылки и зависят от времени жизни (лайфтайма)? Например, наличие одной структуры с ссылкой в программе, которая фактически является одной функцией, помешало мне структурировать код более читабельно.

Также в программах на Rust мне часто приходится прибегать к менее элегантной архитектуре, чтобы избежать проблем с borrow checker, который, по сути, кажется излишним в контексте однопоточного кода. Не вызывает ли то, что большинство библиотек избегает использования &mut self в методах, изменяющих состояние, тревоги о возможных проблемах в языке?

В общем, можете ли вы поделиться советами по уменьшению разногласий с borrow checker, поскольку в настоящее время я трачу на это значительное количество времени?
  • 4 сентября 2024 г. 22:02
Ответы на вопрос 2
Программирование на Rust действительно может представлять определенные трудности, особенно когда дело касается borrow checker. Однако, понимание основных принципов системы владения и заимствования поможет вам избежать распространенных ошибок и плохих практик. Вот несколько советов:

### 1. Избегайте сложной структуры и взаимосвязей

Как вы уже заметили, сложные структуры, такие как связанные списки и самореферентные конструкции, могут привести к проблемам с borrow checker. Это связано с тем, что Rust пытается предотвратить возможность возникновения "висячих" ссылок. Вместо того, чтобы использовать сложные структуры, постарайтесь использовать более простые безопасные абстракции, такие как:

- **Структуры без ссылок**: Если возможно, старайтесь создавать структуры, которые содержат значения или `Box`, вместо прямых ссылок. Это упростит управление временем жизни.
- **Использование `Rc` и `Arc`**: Если вам необходимо разделить данные между несколькими частями вашего кода, рассмотрите возможность использования умных указателей, таких как `Rc<T>` или `Arc<T>`. Они позволяют делить владение, что может упростить управление временем жизни.

### 2. По возможности используйте владение

Rust проектирует свою модель на принципах владения. Если возможно, стремитесь к тому, чтобы объекты владели данными. Например, вместо передачи ссылок на данные в функции, передавайте владение:

```rust
fn process_data(data: Vec<i32>) {
    // Обработка данных
}
```

### 3. Разделение логики на функции

Разделяйте вашу логику на мелкие функции, которые берут вход, обрабатывают его и возвращают результаты. Это может помочь избежать ситуации, когда функция производит мутацию состояния, и это позволяет лучше контролировать заимствования.

### 4. Использование типов, которые помогают с управлением временем жизни

Если в вашей структуре нужны ссылки, возможно, стоит задуматься о том, как они могут быть оформлены с использованием `PhantomData` для управления временем жизни или других подходов:

```rust
struct MyStruct<'a> {
    data: &'a str,
    _marker: std::marker::PhantomData<&'a ()>,
}
```

### 5. Изучайте borrow checker

Иногда лучшее средство против borrow checker — это изучение его правил. Понимание того, как работает borrow checker, как он отслеживает владение, а также специфика его работы в различных контекстах поможет вам находить решения быстрее.

### 6. Используйте `&mut self` разумно

Хотя использование `&mut self` может быть ограничительным, это лишь отражение системы управления состоянием. Убедитесь, что вы планируете архитектуру классов и методов с учетом этой особенности. В некоторых случаях более уместно использовать паттерны проектирования, которые позволяют вам работать с состоянием более удобно (например, паттерн "строитель").

### 7. Упрощайте область видимости

Если вы видите, что borrow checker не пропускает ваш код, постарайтесь минимизировать область видимости переменных. Это может помочь в отношении заимствований, так как они будут освобождены быстрее.

### 8. Используйте логику вместо состояния

Иногда лучше использовать функциональный стиль, чтобы избегать использования состояния. Функции, которые работают над данными и возвращают новые данные, могут быть легче в понимании и избавляют вас от проблем с borrow checker.

### Заключение

Rust требует переосмысления многих привычных подходов к программированию, особенно с точки зрения владения, займов и времени жизни. Постепенное освоение этих принципов и применение их на практике поможет вам сократить время, проводимое с borrow checker, и сделать ваш код более безопасным и предсказуемым.
Я знаю, что следует избегать всяких "продвинутых" штук из ряда связных списков, самореферентных структур и т.п.
Односвязные списки никаких проблем не доставляют (ну кроме того, что они плохо ложатся на процессорный кэш). Для двусвязных списков и самореферентных структур придётся использовать сырые указатели и unsafe.

Ещё я обнаружил, что создание больших структур, с методами, с кучей полей, обычно приводит к проблемам с borrow checker.
Borrow checker абсолютно плевать на размер структур. Это никак не связано.

А если в структуре будет ссылка или иное заимствование, то это гарантированные проблемы.
Нет ни каких проблем.

Насколько я понимаю, самым рабочим выглядит чисто функциональный подход, а не структур с методами.
Одно другому никак не противоречит.

И правильно ли я понимаю, что следует избегать структур хранящих ссылки и имеющими лайфтайм?
Не правильно.

Так, наличие в умеренных размерах программе, которая по сути была одной функцией, лишь одной структуры хранящей ссылку, поставило крест на попытке структуризации программы в более человеческий вид.
Что-то делаете не так. Без конкретных примеров кода сказать сложно.

И очень часто в Rust программах, мне приходится идти на более уродливую архитектуру, дабы избежать проблем с (почти ненужным в однопоточном коде) borrow checker.
Что-то делаете не так. Скорее всего просто не понимаете borrow checker и пытаетесь писать на новом языке так, как привыкли в каком-то другом.

И в вопросе о borrow checker, разве не является тот факт, что большинство библиотек избегает &mut self в изменяющих что-то методах, звоночком к наличию большим проблем в языке?
О каком большинстве речь? Библиотеки используют мутабельные ссылки там где это нужно. Если метод действительно что-то меняет, то будет мутабельная ссылка ну и иногда будет использоваться interior mutability там где это необходимо. В языке нет проблем с мутабельными ссылками.

В общем, посоветуйте что-то что-бы помогало меньше бороться с borrow checker, потому что сейчас я очень много времени трачу именно на это.
Для начала понять его. Понять какую проблему он решает. Почитайте, что такое undefined behavior. Почитайте, что такое алиасинг.

Возможно где-то альтернативой мутабельным ссылкам будут Cell/RefCell в однопоточном коде и Mutex/RwLock в многопоточном.
Возможно если покажете примеры кода, где у Вас проблемы, то можно будет подсказать что-то более конкретное.
Похожие вопросы