Чем различается ФЭО от ТЭО при осуществлении обоснования создания информационных систем или геоинформационных систем? Когда применять ФЭО, когда только ТЭО, а когда необходимы оба документа? Какие нормативно-правовые акты регламентируют ФЭО и ТЭО? Существует ли типовая форма и методические рекомендации для их разработки?
Функциональное экономико-организационное обоснование (ФЭО) и технико-экономическое обоснование (ТЭО) различаются по своим целям и содержанию. Оба они используются при разработке и внедрении информационных систем, включая геоинформационные системы (ГИС), но с разным акцентом на различные аспекты проекта. ФЭО фокусируется на обосновании целесообразности создания или модернизации информационной системы с точки зрения функционирования и достижения целей организации. В ФЭО анализируются: - Потребности бизнеса и как они будут удовлетворяться системой - Ожидаемые результаты от функционирования ИС - Взаимосвязи с организационными и бизнес-процессами - Экономические выгоды на операционном и стратегическом уровне ТЭО в свою очередь касается технической и экономической сторон вопроса. В ТЭО рассматриваются: - Оценка стоимости проектирования, разработки, внедрения и поддержки ИС - Технические характеристики и требования к системе - Оценка рисков и экономическая эффективность проекта - Окупаемость инвестиций (ROI) и сроки их возврата В зависимости от требований и характера проекта может потребоваться и ТЭО, и ФЭО, либо только один из документов. ФЭО часто применяется на стадии обоснования необходимости проекта, когда важно показать, как новая система поможет бизнесу. ТЭО используется для детального планирования и принятия решения об инвестировании в проект. В различных странах может существовать специальная нормативная база, регламентирующая разработку этих документов. К примеру, в России такие документы, как ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Система технико-экономических обоснований. Основные положения", регламентируют требования к выполнению ТЭО. Если говорить о типовых формах и методических рекомендациях, то они также могут существовать и разрабатываться соответствующими министерствами, ведомствами или организациями, имеющими отношение к информатизации бизнеса и управления государственными проектами. Например, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ может предоставлять рекомендации по разработке ТЭО и ФЭО для ИС и ГИС.
1. То что аббревиатуры похожие - не значит, что они относятся к одной и той же сфере.
2.Чем они регламентируются, каким НПА?
Никаким.
3.В каком случае нужно ФЭО либо только ТЭО, или нужны всегда оба документа?
Никакой. Если организация хочет разработать ИС, то она берёт и разрабатывает. Никому со стороны ничего обосновывать не нужно.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания продукта или услуги. ТЭО содержит анализ затрат и результатов какого-либо проекта. ТЭО позволяет инвесторам определить, стоит ли вкладывать деньги в предлагаемый проект.
В ТЭО предполагается отображение следующих пунктов:
- Технологический процесс,
- Требования к производственной инфраструктуре,
- Основное оборудование, приспособления и оснастка,
- Персонал и трудозатраты,
- Сводная себестоимость продукции,
- Сроки осуществления проекта,
- Экономическая эффективность,
- Экологические воздействия.
А ФЭО
Финансово-экономическое обоснование (финансово-экономическое оценивание), ФЭО — форма оценки воздействия, преимущественно используемая для оценки изменений чистых денежных потоков, возникающих в результате реализации мер государственного регулирования, принятия нормативных правовых документов, корпоративных программ, направленных на изменения в социально-экономической сфере