Почему команда IN не изменяет состояние флагов процессора?

Привет!
Я обнаружил, что команда IN для систем AVR и 8086 не изменяет флаги. Например, IN Rx, PORTx. Я могу понять, что это связано с чтением памяти (так необходимы pushF и popF), но почему это так сделано для портов? Это кажется неудобным... Почему нельзя сразу получить значение из порта и сразу проверить, что там не ноль?
  • 20 января 2024 г. 21:38
Ответы на вопрос 2
В архитектуре процессоров, таких как AVR и Intel 8086, команда IN, используемая для чтения данных из порта ввода/вывода (I/O), действительно не изменяет флаги процессора. Основная причина этого заключается в идеологии разделения операций с памятью и портами ввода/вывода от арифметических или логических операций, которые обычно влияют на флаги состояния.

Флаги процессора предназначены для отражения результата выполненных арифметических, логических или сравнительных операций. Они позволяют оценить характер результата: было ли переполнение, является ли результат нулевым, есть ли отрицательный результат и так далее.

Операция чтения из порта ввода/вывода (как и операция чтения из памяти) концептуально разделена от процесса интерпретации этих данных. Её задача — просто получить данные, а не оценить их. Оценка данных (например, на равенство нулю) — это отдельный шаг, который обычно выполняется с помощью других инструкций, таких как тестирование конкретных битов (например, инструкциями TEST или CMP).

Есть несколько конкретных причин для такого подхода:

1. Четкое разграничение: Операции ввода/вывода строго разделены на простые переносы данных. Разделение обязанностей позволяет более гибко управлять процессором и предотвращает неожиданные изменения флагов в результате I/O операций.

2. Эффективность: Если бы каждая операция ввода/вывода меняла флаги, это могло бы создать дополнительные сложности, поскольку программисту пришлось бы сохранять и восстанавливать состояние флагов перед и после каждой I/O операции, если бы данное состояние было нужно для последующей логики программы.

3. Контроль: Иногда программист хочет проверить определенный бит или условие в данных, полученных из порта, а иногда — нет. Автоматическое изменение флагов могло бы уменьшить контроль над тем, как и когда эти проверки проводятся.

Таким образом, после выполнения команды IN, если необходимо проверить данные на равенство нулю или на какое-то другое условие, обычно используются дополнительные инструкции, такие как TEST, CMP или прямое сравнение полученных данных с помощью условных переходов.

Для выполнения проверки можно использовать следующий шаблон:

```assembly
IN AL, PORT       ; Прочитать данные из порта ввода/вывода в регистр AL
TEST AL, AL       ; Проверить регистр на равенство нулю (изменяются флаги состояния)
JZ some_label     ; Прыжок если результат в AL нулевой (Zero Flag установлен)
```

Этот подход позволяет явно управлять процессом проверки данных после их чтения из порта ввода/вывода.
Во-первых, а что если там был 0? Тебе все равно придется писать свои костыли для проверки чтения. Разница будет в том, что больше процессорного времени будет затрачено 
Во-вторых, предположу, что это также для унификации чтения/записи. Легче работать, когда работа ведется по одному шаблону и не нужно постоянно помнить подобные детали.
Похожие вопросы