Да, ваше понимание верно, но позвольте мне дать более подробное объяснение.
Архитектура набора команд (Instruction Set Architecture, ISA) представляет собой абстрактный интерфейс между аппаратурой и программным обеспечением. Фактически, это спецификация, определяющая разные аспекты процессора, включая типы данных, инструкции, регистры, режимы адресации и многое другое. ISA описывает то, как программное обеспечение управляет аппаратными ресурсами, и очерчивает инструкции, которые может исполнить процессор.
Микрокод — это нижний уровень, на котором процессор реализует инструкции ISA. Когда дело доходит до CISC (Complex Instruction Set Computing) архитектур, таких как x86, многие из высокоуровневых инструкций, видимых программисту, на самом деле представляют собой последовательности более простых операций на микроуровне. Микрокод управляет внутренними элементами процессора, такими как арифметико-логическое устройство (АЛУ), регистры и тд., чтобы реализовать эти инструкции.
Отличие между ними заключается в уровне доступа и абстракции:
1. ISA - это интерфейс, который показывает программистам. Он позволяет программам управлять аппаратными ресурсами через определенный набор доступных инструкций.
2. Микрокод - это внутренняя реализация, скрытая от программиста. Он определяет, как конкретный процессор исполняет инструкции ISA на аппаратном уровне.
Иными словами, инструкцию ISA можно рассматривать как "команду" высокого уровня, которую понимает и выполняет процессор, тогда как микрокод - это последовательность "шагов" или операций на микроуровне, необходимых для выполнения данной команды.
В процессорах на основе RISC (Reduced Instruction Set Computing) обычно отсутствует слой микрокода, поскольку их инструкции просты и обычно могут быть выполнены напрямую аппаратной реализацией без дополнительной микро-интерпретации. Однако в CISC процессорах, таких как x86, микрокод играет ключевую роль в обеспечении совместимости и выполнении сложных инструкций.
В современных процессорах микрокод обновляем, что позволяет производителям исправлять ошибки или улучшать производительность после выпуска продукта. Тем не менее, это все равно остается задачей производителя, а не конечного програмиста.